Дети с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.
Для детей с ОВЗ в школе создана возможность обучаться по адаптированным общеобразовательным программам в специализированном коррекционном классе или по индивидуальному образовательному маршруту в общеобразовательном классе.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями — детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития — в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с Законом об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29,12,2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования:
- обучение совместно с другими обучающимися
- обучение в отдельном классе обычной школы,
- индивидуальное обучение на дому (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства и зачисление детей в средние общеобразовательные школы осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186.
Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования.
Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения образования.